Об авторе:
Ольга Евгеньевна Волчек — независимый исследователь, г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8895-0187.
E-mail:
Аннотация:
В трудах Делёза подпольный человек Достоевского возникает в эссе ≪Бартлби или формула≫, где он анализирует рассказ Мелвилла и ставит его героя в один ряд с героями Клейста, Кафки, Беккета и Достоевского, которых объединяет некое иррациональное начало. Формула Бартлби “I would prefer not to”, сравнивается с формулой подпольного, который также не желает, чтобы 2+2 равнялось 4. Идея ≪подпольного≫ связывается у Делёза с внутренним голосом, с работой бессознательного, проявляющегося в языке.
Двойники также входят в понятийный аппарат Делёза. В ряде работ он ссылается на ≪Двойника≫ Достоевского, анализируя, в частности, персонажей Кафки и подчеркивая бюрократический характер удвоения субъекта. Обладающий сознанием двойник чистой мысли попадает в бюрократическое отношение и в новую форму преследования, где cogito становится бюрократическим любовным бредом.
Cogito как субъект высказывания, рефлектирующий собственное применение и постигающий себя, также является инстанцией ≪Я≫ Идиота, который в философии Делёза является важным концептуальным персонажем, желающий мыслить самостоятельно, посредством ≪естественного света≫.
Так, Делёз предлагает позитивный образ ≪подпольного≫ как оригинала, идиота, отрицающего разумное существование мира. Отрицая интерпретацию бреда у Фрейда через Эдипов комплекс, Делёз выдвигает другую подоснову бессознательного и утверждает, что великие писатели не больные, а врачи, и врачуют они человеческие недуги, как социальные, так и психологические.