Об авторе:
Ольга Юрьевна Панова — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; ведущий научный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2520-120X
E-mail:
Аннотация:
Повесть Ф.М. Достоевского ≪Записки из подполья≫ (1864) начиная с середины ХХ в. оказывает существенное воздействие на литературу США. Решающую роль сыграла послевоенная мода на экзистенциализм в США, которая определила особенности рецепции повести и способствовала росту ее популярности среди писателей и читателей. Термин ≪подпольный человек≫ вошел в обиход современной американской культуры, и этот персонаж стал одним из важнейших литературных архетипов. Для американских авторов второй половины ХХ – начала XXI вв. это произведение Достоевского было каноническим, классическим или культовым. Произведения крупнейших авторов, от ≪Болтающегося человека≫ (1944) Сола Беллоу, ≪Человека, который жил под землей≫ (1945) Р. Райта, сочинений Дж. Сэлинджера или Джека Керуака, до Брета Истона Эллиса (≪Американский психопат≫, 1991), Перси Уокера или Дэфида Фостера Уоллеса, свидетельствуют о сохраняющейся притягательности ≪Записок из подполья≫ для американских авторов, каждый из которых предлагает свою трактовку идей и образов Достоевского.