Об авторе:
Марина Андреевна Козлова — аспирант кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, старший преподаватель кафедры художественного перевода, Литературный институт им. А.М. Горького, Миусская пл., д. 6, 125993 ГСП-3, г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности построения городского текста в ≪Записках из подполья≫ Ф.М. Достоевского и произведениях бельгийских символистов, Эмиля Верхарна и Жоржа Роденбаха. Городское пространство как объект рецепции рассматривается в выбранных текстах в качестве модели, интерпретируемой автором в рамках собственной поэтики и литературного контекста, с сохранением общей базовой структуры. В соответствии с антитетической моделью петербургского текста В.Н. Топорова анализируются такие аспекты городского пространства как ≪жизнь-смерть≫, ≪срединность-маргинальность≫, ≪высокое-низкое≫. Исследуется центральная для представленных городских текстов категория ≪умышленности≫, противопоставленная свободе человеческой воли; устанавливается смыслообразующая параллель между сознанием персонажа, городского жителя, и изображением окружающего его пространства. Сходство в трактовке образов и вышеупомянутых оппозиций объясняется независимыми типологическими схождениями, общностью модели сознания и городского пространства, а также, в меньшей степени, контактными и генетическими связями, восходящих к общим прецедентным текстам и явлениям.