Сборник: «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0668-0-607-615
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Гладощук А.В.

Об авторе:

Анастасия Валерьевна Гладощук — кандидат филологических наук, член редколлегии журнала ≪Иностранная литература≫, Ленинградский просп., д. 68, стр. 24. 125315 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье анализируется два рассказа из сборника мексиканского писателя Хосе Ревуэльтаса (1914–1976) ≪Бог на земле≫ (1944) в перспективе, открываемой единственным на протяжении всей книги эпиграфом, являющимся цитатой из IX главы первой части ≪Записок из подполья≫: ≪А между тем я уверен, что человек от настоящего страдания, т. е. от разрушения и хаоса, никогда не откажется≫. Доказывается, что Достоевского Ревуэльтас воспринимал не напрямую, а через статью Л. Шестова ≪Преодоление самоочевидностей≫ (1921). Образуя концептуальную рамку, первый (≪Бог на земле≫) и последний (≪Какова же тьма?≫) рассказы, действие которых отнесено ко временам восстания ≪кристерос≫, конфликта между церковью и государством, развивают мотивы ≪подземного голоса≫ и ≪второго видения≫, выведенные Шестовым из повести. Замыкая Бога, чей ≪голос≫ есть ≪не свой голос≫ подпольного человека, в пространстве ≪земли≫, Ревуэльтас доводит ситуацию ≪подполья≫ до крайней точки безысходности, где возможны только ≪страдание≫, ≪разрушение≫ и ≪хаос≫, где ≪благоденствие≫ отрицается ≪капризом≫. В его интерпретации каждый смертный, колеблясь между ≪зверем≫ и ≪богом≫, оказывается в положении ≪подпольного≫, что согласуется с трактовкой ≪подполья≫ как платоновской пещеры у Шестова.

Ключевые слова: Хосе Ревуэльтас, Лев Шестов, ≪Преодоление самоочевидностей≫, ≪Бог на земле≫, ≪Записки из подполья≫, рецепция, кристерос, хронотоп, ≪голос из подполья≫, ≪второе видение≫, ≪каприз≫.