Об авторе:
Анастасия Валерьевна Гладощук — кандидат филологических наук, член редколлегии журнала ≪Иностранная литература≫, Ленинградский просп., д. 68, стр. 24. 125315 г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
В статье анализируется два рассказа из сборника мексиканского писателя Хосе Ревуэльтаса (1914–1976) ≪Бог на земле≫ (1944) в перспективе, открываемой единственным на протяжении всей книги эпиграфом, являющимся цитатой из IX главы первой части ≪Записок из подполья≫: ≪А между тем я уверен, что человек от настоящего страдания, т. е. от разрушения и хаоса, никогда не откажется≫. Доказывается, что Достоевского Ревуэльтас воспринимал не напрямую, а через статью Л. Шестова ≪Преодоление самоочевидностей≫ (1921). Образуя концептуальную рамку, первый (≪Бог на земле≫) и последний (≪Какова же тьма?≫) рассказы, действие которых отнесено ко временам восстания ≪кристерос≫, конфликта между церковью и государством, развивают мотивы ≪подземного голоса≫ и ≪второго видения≫, выведенные Шестовым из повести. Замыкая Бога, чей ≪голос≫ есть ≪не свой голос≫ подпольного человека, в пространстве ≪земли≫, Ревуэльтас доводит ситуацию ≪подполья≫ до крайней точки безысходности, где возможны только ≪страдание≫, ≪разрушение≫ и ≪хаос≫, где ≪благоденствие≫ отрицается ≪капризом≫. В его интерпретации каждый смертный, колеблясь между ≪зверем≫ и ≪богом≫, оказывается в положении ≪подпольного≫, что согласуется с трактовкой ≪подполья≫ как платоновской пещеры у Шестова.