Об авторе:
Сусана Фуэнтес — PhD, Постдокторант, Государственный университет Рио-де-Жанейро, R. Sao Francisco Xavier, 524, Maracana, Rio de Janeiro, RJ, 20550-013, Бразилия.
E-mail:
Аннотация:
Переклички нарративов ≪подпольного≫ человека Ф.М. Достоевского и героев прозы К. Лиспектор (романы ≪Страсть глазами Г.Х.≫, ≪Час звезды≫, рассказы ≪Буйвол≫, ≪Недомогание ангела≫) многообразны. Сходство — в терапевтическом характере рассказа о себе, его потенциальной способности разорвать оковы личности, его особой вопрошающей тональности, не подразумевающей ответа и, наконец, в самом образе ≪подполья≫ как пространства, трансформирующего ≪я≫. Страдание — важная для Лиспектор тема, интерпретируя которую писательница опирается на Достоевского. Равнодушная ненависть, тупая и ноющая, словно зубная боль, предчувствие боли и несчастья — все это составляет не только самоощущение ≪подпольного≫, но и героев Лиспектор. Между тем писательница предлагает и собственную интерпретацию ≪подполья≫: в романе ≪Час звезды≫ героиня олицетворяет собой ≪подполье≫, лишенное субъектности, некую бесформенную субстанцию, ветошь и вонь ≪подполья≫. Лишена субъектности и героиня рассказа ≪Буйвол≫, в отличие от ≪подпольного≫, источающего ненависть, пребывающая в поисках источника ярости, способного заполнить ее пустоту. В основу рассказа ≪Недомогание ангела≫ положен другой важный мотив ≪Записок≫ — тревожное переживание встречи с ≪другим≫. Встреча эта, впрочем, невозможна, так как никогда не завершающийся рассказ ≪подпольного≫ и героини Лиспектор сопротивляется диалогизму.