Об авторе:
Елена Дмитриевна Гальцова — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией ≪Rossica≫, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https:////orcid.org/0000-0002-2292-287X
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматриваются три пьесы, написанные знаменитыми деятелями французской культуры: театральная инсценировка ≪Подпольный дух≫ (≪L’Esprit souterrain≫) А.-Р. Ленормана (1912), пьеса для радио (≪la dramatique≫) Ж. Батая и М.-Л. Батай (1946) и пьеса ≪Рулетка и подполье≫ (≪La Roulette et le Souterrain≫) Ж. Нёвё (1967). Если в случае с пьесой Ленормана, которая оказалась первой в мире театральной постановкой ≪Записок из подполья≫, мы имеем дело с адаптацией, приспособленной к театру особого жанра, то Батай пишет произведение по мотивам своего собственного творчества. Повесть выступает предлогом для театральных экспериментов драматурга авангардного направления Нёвё, который создает синтез из ≪Записок из подполья≫, ≪Игрока≫ и писем Ф.М. Достоевского.