Об авторе:
Оксана Владимировна Гаврильченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0855-9848
Аннотация:
Статья посвящена истории создания и бытования на сцене уникального спектакля, который был поставлен по трем небольшим пародийным произведениям русской классической литературы — стихотворной повести А.С. Пушкина «Домик в Коломне», повести Н.В. Гоголя «Коляска» и поэме М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Его особенность в том, что он исполнялся одним актером — В.Н. Яхонтовым — в «самом маленьком в мире театре» «Современник». По отзывам тех, кому довелось видеть работы артиста, он умел тонко обыгрывать литературный материал. В разном Яхонтов замечал общность смысла, а используя прием монтажного соединения текстов, создавал такое художественное целое, в котором обнаруживались новые связи между составляющими его частями. Сохранилась машинописная разработка композиции «Да, водевиль есть вещь!». По ней мы можем проследить, какие изменения вносит актер, чтобы превратить произведения, предназначенные для чтения, в спектакль, причем такой, который будет разыгрываться одним человеком. Нас интересовала прежде всего правка Яхонтова в тексте гоголевской «Коляски». Не имея возможности посмотреть «Да, водевиль есть вещь!» в записи, мы получаем представление о нем из воспоминаний артиста и критических откликов. Судя по последним, при несомненных художественных достоинствах постановка оценивалась не столько с точки зрения эстетической, театроведческой, сколько с позиции ее соответствия духу времени.