Об авторе:
Наталья Ивановна Городилова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Настоящая статья посвящена творческой истории романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». По автографам и авторизованным рукописям последовательно восстанавливаются этапы работы писателя над сценой, описывающей знакомство Анны Карениной и Алексея Вронского. Интерес к этому эпизоду обусловлен тем, что в нем лежит завязка основного конфликта, трагически преломленного в судьбах героев. Введение архивных документов, только частично опубликованных в литературе о Толстом, позволяет заглянуть в творческую лабораторию писателя и проследить эволюцию авторского замысла. Многочисленные исправления, отраженные в рукописях, убедительно свидетельствуют, что Толстой был не удовлетворен найденными художественными решениями. Сюжет знакомства в общих чертах нашел отражение уже в ранних автографах, но скрупулезная работа позволила автору создать сложную драматургию изображения: упоминание в разговоре Вронского и Облонского всех будущих участников драмы, описание постепенно приближающегося поезда — все это предваряет выход на сцену главной героини. Введенный в повествование эпизод с несчастным случаем рождает предчувствие будущей развязки. Основную трудность представляло для автора изображение зарождающегося чувства между Анной и Вронским: Толстой шел по пути углубления переживаний героев, описания их встречи как судьбоносной. Много усилий потребовала работа над портретом Анны: от варианта к варианту облик героини приобретал черты, которые позволили Толстому создать обаятельный женский образ, наделенный яркими чертами личности. В результате была воплощена главная идея писателя о любви Анны как о естественной потребности «живой жизни».