Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Наталья Ивановна Городилова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Настоящая статья посвящена творческой истории романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». По автографам и авторизованным рукописям последовательно восстанавливаются этапы работы писателя над сценой, описывающей знакомство Анны Карениной и Алексея Вронского. Интерес к этому эпизоду обусловлен тем, что в нем лежит завязка основного конфликта, трагически преломленного в судьбах героев. Введение архивных документов, только частично опубликованных в литературе о Толстом, позволяет заглянуть в творческую лабораторию писателя и проследить эволюцию авторского замысла. Многочисленные исправления, отраженные в рукописях, убедительно свидетельствуют, что Толстой был не удовлетворен найденными художественными решениями. Сюжет знакомства в общих чертах нашел отражение уже в ранних автографах, но скрупулезная работа позволила автору создать сложную драматургию изображения: упоминание в разговоре Вронского и Облонского всех будущих участников драмы, описание постепенно приближающегося поезда — все это предваряет выход на сцену главной героини. Введенный в повествование эпизод с несчастным случаем рождает предчувствие будущей развязки. Основную трудность представляло для автора изображение зарождающегося чувства между Анной и Вронским: Толстой шел по пути углубления переживаний героев, описания их встречи как судьбоносной. Много усилий потребовала работа над портретом Анны: от варианта к варианту облик героини приобретал черты, которые позволили Толстому создать обаятельный женский образ, наделенный яркими чертами личности. В результате была воплощена главная идея писателя о любви Анны как о естественной потребности «живой жизни».

  • Ключевые слова: Л.Н. Толстой, роман, текстология, творческая история текста, поэтика, автограф, рукопись, архив.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу