Об авторе:
Инга Юрьевна Матвеева — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и искусства, Российский государственный институт сценических искусств, ул. Моховая, д. 33-35, 191028 г. Санкт-Петербург, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена художественной организации предметного, вещного мира в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», эта организация отражает представления писателя о двух уровнях жизни, где жизнь материальная, земная жестко противопоставлена истинной духовной жизни. Мир человеческий в художественном пространстве романа представлен как лишенный духовного содержания, вследствие чего человеческая жизнь становится «животной», противоестественной и преступной, а земная действительность — противоречащей основным божьим законам. В статье анализируется сцена заседания суда, которая стала завязкой для развития событий в романе, а также определила развитие основных мотивов и образов произведения. Сцена несколько раз перерабатывалась и впервые во всех своих сюжетных элементах предстала в Первой законченной редакции романа. В статье предложен сопоставительный анализ ряда фрагментов сцены суда в первоначальных редакциях романа и в окончательном тексте произведения, а также показано, как по мере работы писателя над текстом произведения описание пространства залы суда и образы персонажей все больше детализируются, наполняются «вещественными» характеристиками и элементами. Сцена заседания суда реализует представление о материальной действительности как абсурдной, «перевернутой», здесь преступники оказываются судьями, а стремление к справедливости превращается в преступление.