Информация об авторе:
Аннотация:
Статья посвящена изучению религиозно-политических аспектов известного манифеста европейского романтизма, книги немецкого писателя и музыканта В.Г. Вакенродера «Фантазии об искусстве любящего искусство монаха» (1814). В 1826 г. эта книга была переведена на русский язык и оказала влияние на развитие русского романтизма. Подробно рассматривается вопрос об отношении к произведениям немецких романтиков Н.В. Гоголя. Прослеживается эволюция взглядов писателя на романтическую литературу, начиная с 1820-х гг., времени создания первых художественных произведений, прозаической сатиры «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (1826) и стихотворной поэмы «Ганц Кюхельгартен» (1827). Обозначена тесная связь гоголевских образов немцев-ремесленников Шиллера и Гофмана в повести «Невский проспект» (1835) с другими сатирическими произведениями писателя. Дается анализ реформаторских идей книги Вакенродера, получивших развитие в сочинениях немецких романтиков и событиях последующего, XX в. Затрагивается история изучения и восприятия «Невского проспекта». Отмечается неожиданное открытие в советской России в годы Великой Отечественной войны глубокого, «пророческого» смысла гоголевского произведения. Приводятся соответствующие суждения о повести Гоголя ряда критиков, писателей и ученых: Ф.М. Достоевского, Д.И. Писарева, В.В. Розанова, протопресвитера Василия Зеньковского, А.Г. Дементьева, Г.П. Макогоненко. Подчеркивается неизменность религиозных и патриотических взглядов Гоголя, сформировавшихся благодаря семейному воспитанию и школьному образованию; делается вывод о принципиальной полемике художника с религиозно-обновленческими идеями немецких романтиков.