Информация об авторе:
Горячева М.А.
Горячева Мария Александровна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям, Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д. 1 стр. 1, 125009 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3169-7811
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается законодательная активность в Российской Федерации в области образовательной политики за двадцать лет (2000–2020 гг.), в контексте основных вех национально-языковой политики страны. Также идет речь о большом количестве структур разного уровня и типа организации, возникших или реструктурированных за это время. Государству в начале рассматриваемого периода пришлось решать две базовые задачи: централизации и укрепления вертикали власти и построения гражданского общества. Национально-языковая политика страны также учитывала данные ориентиры. Важнейшие задачи языковой политики – поддержание языкового разнообразия и поддержка русского языка как государственного языка РФ, как языка единения. Одним из важнейших инструментов в распоряжении проведения национально- языковой политики страны, в том числе непосредственно языкового планирования – система образования. Поэтому направленная на нее законодательная деятельность также находится в русле основных тенденций политики национально-языковой. При этом ряд концепций и доктрин несет на себе следы внутренних противоречий и некоторою непоследовательность, что на протяжении данного периода в целом исправляется. Основное внимание уделяется законам федерального уровня.
Ключевые слова: языковая политика, языки в школе, сфера образования, коммуникативные сферы, законодательство РФ.