Информация об авторе:
Горячева М.А.
Горячева Мария Александровна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям, Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д. 1 стр. 1, 125009 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3169-7811
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена такому важнейшему для социолингвистики направлению, как изучение коммуникативных сфер. Задача статьи – провести диахроническое исследование репертуара и объема функций языков народов страны в московских школах, в диапазоне последних десяти лет. Для решения данной задачи был проанализирован свод статистических и фактических данных по коммуникативной сфере образования, отражающих функционирование языков в школьном обучении. Прежде всего, это число школьников, использующих языки в следующих функциях: средства обучения; предмета обучения (отдельно рассматривается факультативный формат). Значительное место в статье посвящено и такой актуальной для крупного города с большим количеством мигрантов функции русского языка, как адаптационная. Привлекаются и данные по ступеням обучения: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Для решения поставленной в исследовании задачи было необходимо вписать статистические данные по сфере образования в более широкий контекст. Для этого был рассмотрен ряд лингводемографических параметров: численность этноса, число указавших владение и невладение русским языком, в абсолютных цифрах и в процентах. Также автор кратко рассматривает основные актуальные тенденции образовательной политики, и то место, которое занимает среди них такая задача, как сохранение языков и культур с одновременным вектором на укрепление единства российской нации как наднационального, надкультурного образования на основе русской базы.
Ключевые слова: языковая политика, языковая ситуация в Москве, коммуникативная сфера образования, русский язык, языки в школе, адаптация.