Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Пехал Зденек — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славистики, Университет Палацкого в Оломоуце, ул. Крижковского, д. 10, 77180 г. Оломоуц, Чешская Республика.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье упомянуты основные факты о переводах М. Горького в Чехии. Повесть Горького относится к жанрам повествовательным, уходящим своими корнями в устную традицию. Повествователь Горького хочет объективно поведать о чем-то и как проходящий рассказчик наблюдает за происходящим, но в основном не комментирует наблюдаемую реальность. Таким образом, художественный смысл дается не на основе авторско-повествовательных высказываний, сюжетного движения или каузальных отношений и последствий, а вытекает самостоятельно посредством  многообразия хаотично развертывающейся перед повествователем реальности. Сознание рассказчика непрерывно и стихийно впитывает в себя импульсы текущей действительности. Так как проходящий наблюдатель не способен осмыслить и упорядочить изобилие фактов действительности, все эти разнообразные и неконтролируемые импульсы перегружают его сознание и приводят его в состояние хаоса. Стихией  текущего многообразия перегруженная память способствует не только умерщвлению сознания, но и петрификации личности героя в целом и повествовательной точки зрения. Таким образом, авторски необработанная регистрация текущего многообразия действительности, петрификация сознания повествователя и героя становятся существенными смыслообразующими элементами текстов Горького. Перегруженная память приводит проходящего героя-наблюдателя в состояние внутреннего умерщвления, своего рода петрификации личности, и зарегистрированные импульсы хаотической действительности рождают смысл вне авторского контроля. Таким образом, реальность вне авторитета того, кто наблюдает, и того, кто хочет нечто поведать, рождает смысл, который является независимым от авторского авторитета: истинный смысл рождается независимо от автора и самостоятельно вытекает из стихийного многообразия часто антиномных образов. Наблюдатель и проходящий «регистратор» не способен придать воспринятому объединяющий смысл, так как и сам он его не постигает и не может в разобраться увиденном; в итоге смысл рождается стихийно и автор «молчит». В этом и заключается ирония Горького, так как он способен объективно поведать нечто, но не способен придать объединяющий смысл данной цепи образов. Таким образом, «молчание» Горького можно понимать как драму перегруженной памяти и авторскую иронию по отношению к стремлению придать высказанному авторитетный смысл.

Ключевые слова: М. Горький, жанр, повесть, регистрация текущей действительности, перегруженная память, стихийное рождение смысла, символ, молчание автора, ирония.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу