Информация об авторе:
Пехал З.
Пехал Зденек — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славистики, Университет Палацкого в Оломоуце, ул. Крижковского, д. 10, 77180 г. Оломоуц, Чешская Республика.
E-mail:
Аннотация:
В статье упомянуты основные факты о переводах М. Горького в Чехии. Повесть Горького относится к жанрам повествовательным, уходящим своими корнями в устную традицию. Повествователь Горького хочет объективно поведать о чем-то и как проходящий рассказчик наблюдает за происходящим, но в основном не комментирует наблюдаемую реальность. Таким образом, художественный смысл дается не на основе авторско-повествовательных высказываний, сюжетного движения или каузальных отношений и последствий, а вытекает самостоятельно посредством многообразия хаотично развертывающейся перед повествователем реальности. Сознание рассказчика непрерывно и стихийно впитывает в себя импульсы текущей действительности. Так как проходящий наблюдатель не способен осмыслить и упорядочить изобилие фактов действительности, все эти разнообразные и неконтролируемые импульсы перегружают его сознание и приводят его в состояние хаоса. Стихией текущего многообразия перегруженная память способствует не только умерщвлению сознания, но и петрификации личности героя в целом и повествовательной точки зрения. Таким образом, авторски необработанная регистрация текущего многообразия действительности, петрификация сознания повествователя и героя становятся существенными смыслообразующими элементами текстов Горького. Перегруженная память приводит проходящего героя-наблюдателя в состояние внутреннего умерщвления, своего рода петрификации личности, и зарегистрированные импульсы хаотической действительности рождают смысл вне авторского контроля. Таким образом, реальность вне авторитета того, кто наблюдает, и того, кто хочет нечто поведать, рождает смысл, который является независимым от авторского авторитета: истинный смысл рождается независимо от автора и самостоятельно вытекает из стихийного многообразия часто антиномных образов. Наблюдатель и проходящий «регистратор» не способен придать воспринятому объединяющий смысл, так как и сам он его не постигает и не может в разобраться увиденном; в итоге смысл рождается стихийно и автор «молчит». В этом и заключается ирония Горького, так как он способен объективно поведать нечто, но не способен придать объединяющий смысл данной цепи образов. Таким образом, «молчание» Горького можно понимать как драму перегруженной памяти и авторскую иронию по отношению к стремлению придать высказанному авторитетный смысл.
Ключевые слова: М. Горький, жанр, повесть, регистрация текущей действительности, перегруженная память, стихийное рождение смысла, символ, молчание автора, ирония.