Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ольга Владимировна Богданова — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт филологических исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7–9–11В, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье сопоставляются философские модели художественного проектирования мировой гармонии и образа человека в ней, предложенные в начале ХХ в. кумирами-литераторами Максимом Горьким и Александром Блоком. В ходе анализа «картин» Горького «На дне» формулируется новое представление об идейной и философской структуре горьковской пьесы. В отличие от привычного дуализма («истина» и «сострадание», «правда» и «ложь»), традиционного для отечественного горьковедения, в статье рассматривается триада горьковских философем «язычество — христианство — новая философия», последовательно опосредованных идеями платонизма, толстовства и ницшеанства. В статье показано, как от «диких» людей-зверей (по Платону), через религиозно уверовавших в единого Бога (Христа), герои Горького поднимаются на высшую ступень эволюционной лестницы — к Гордому Человеку (вслед за Ницше). В «Двенадцати» Блока прочерчивается типологически близкая  Горькому философская триада, опирающаяся на сопоставимо сходные философские основы: первородный Хаос — алтарная жертвенность — христианизированный Космос, опирающиеся на идеи символизма В. Соловьева, на мистические идеи розенкрейцерства, в фундаменте своем имеющие идеи Платона о доцивилизационном животном существовании. В статье акцентируется разность этико-эстетических систем Горького и Блока, но демонстрируется и типологическая соразмерность и релевантность идейно-мистических и гностико-философских платформ двух классиков русской литературы начала ХХ в.

Ключевые слова: русская литература начала ХХ в., М. Горький «На дне», А. Блок «Двенадцать», проективно-философская модель будущего, канон и инновация.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу