Информация об авторе:
Богданова О.В.
Ольга Владимировна Богданова — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт филологических исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7–9–11В, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.
E-mail:
Аннотация:
В статье сопоставляются философские модели художественного проектирования мировой гармонии и образа человека в ней, предложенные в начале ХХ в. кумирами-литераторами Максимом Горьким и Александром Блоком. В ходе анализа «картин» Горького «На дне» формулируется новое представление об идейной и философской структуре горьковской пьесы. В отличие от привычного дуализма («истина» и «сострадание», «правда» и «ложь»), традиционного для отечественного горьковедения, в статье рассматривается триада горьковских философем «язычество — христианство — новая философия», последовательно опосредованных идеями платонизма, толстовства и ницшеанства. В статье показано, как от «диких» людей-зверей (по Платону), через религиозно уверовавших в единого Бога (Христа), герои Горького поднимаются на высшую ступень эволюционной лестницы — к Гордому Человеку (вслед за Ницше). В «Двенадцати» Блока прочерчивается типологически близкая Горькому философская триада, опирающаяся на сопоставимо сходные философские основы: первородный Хаос — алтарная жертвенность — христианизированный Космос, опирающиеся на идеи символизма В. Соловьева, на мистические идеи розенкрейцерства, в фундаменте своем имеющие идеи Платона о доцивилизационном животном существовании. В статье акцентируется разность этико-эстетических систем Горького и Блока, но демонстрируется и типологическая соразмерность и релевантность идейно-мистических и гностико-философских платформ двух классиков русской литературы начала ХХ в.
Ключевые слова: русская литература начала ХХ в., М. Горький «На дне», А. Блок «Двенадцать», проективно-философская модель будущего, канон и инновация.