Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Вера Николаевна Терехина — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8708-9914

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Биографические и творческие связи А.М. Горького и В.В. Маяковского почти сто лет остаются среди важнейших исследовательских тем. В советское время они преимущественно рассматривались в парадигме «учитель — ученик». В постперестроечные годы были востребованы скандальные разоблачения их личных отношений и нелицеприятных высказываний. Объективно-научное отражение тема «Горький и Маяковский» получила прежде всего в работах Л.А. Спиридоновой [9; 10], в ряде документальных публикаций последних лет. В очередных томах серии второй «Письма» Полного собрания сочинений М. Горького опубликованы его письма к М.Г. Ершовой, сопровожденные подробным комментарием. Однако материалы, касающиеся Ершовой, находятся также в коллекции Государственного музея В.В. Маяковского. Несколькими годами ранее переписка Горького и Ершовой, ее рукописи из архива писателя были использованы при подготовке книги «Маяковский глазами современниц». В ней в числе пятидесяти женских воспоминаний из фондов музея публиковались мемуары Ершовой «О сокровенном» и ее письмо к Маяковскому. Как оказалось в дальнейшем, при сопоставлении материалов двух архивов возникают новые сюжеты и значительные уточнения, связанные не только с биографическими моментами, но и с творческим подтекстом ряда произведений Маяковского конца 1920-х гг. В статье выдвигается гипотеза о том, что прототипом «девушки-самоубийцы» из сценария Маяковского «Как поживаете?» и Зои Березкиной — героини пьесы «Клоп», была писательница из рабоче-крестьянской среды Мария Ершова, адресат писем Горького. Для подтверждения гипотезы используются материалы Архива А.М. Горького и Рукописно-документального фонда Государственного музея В.В. Маяковского.

Ключевые слова: Горький, Маяковский, Ершова, письма, «девушка-самоубийца», Зоя Березкина, «Клоп».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу