Информация об авторе:
Михеичева Е.А.
Екатерина Александровна Михеичева — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX–XXI вв. и истории зарубежной литературы, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, ул. Комсомольская, д. 95, 302026 г. Орел, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Творческие связи М. Горького и Л. Андреева многократно отмечены исследователями и критиками как начала XX в. (А. Измайлов, А. Редько, М. Рейснер), так и рубежа XX–XXI вв. (К. Муратова, В. Келдыш, Н. Тамарченко). Цель данной статьи — показать, в чем сходство и отличие религиозно-философского поиска писателей и насколько этот поиск вписывается в атмосферу эпохи конца XIX — начала XX вв. Объектом внимания автора стали рассказ Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и повесть Горького «Исповедь». Правомерность данного сопоставления обоснована личными отношениями писателей, влиянием современников (Л. Толстого, А. Аполлова), интенсивным религиозным поиском эпохи, «предельным обострением личностного начала» в литературе. Оба произведения строятся по житийному канону: воспитание героя, тема учительства, этапы жизненного пути, духовное взросление. Для обоих писателей характерно исследование «бездн» человеческой души, светлой и темной, «искушение свободой», столкновение личности с мещанской средой. Герои Андреева и Горького нарушают церковные каноны, пытаются проникнуть в суть высшего миропорядка и даже, по возможности, изменить его в пользу человека, о чем свидетельствуют и другие произведения писателей: «Жизнь ненужного человека» Горького — «Христиане», «Сын человеческий» Андреева. Василий Фивейский и Матвей близки в своем стремлении обрести новую веру, но итоги их поиска различны: эгоцентризм Василия Фивейского, объявившего себя «избранником», приводит его к полному отрыву от Бога и от людей, в то время как Матвей находит правду и веру в народе, в коллективе.
Ключевые слова: М. Горький, Л. Андреев, религиозно-философский поиск, полемика, Бог, церковь, вера, концепция личности.