Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Екатерина Александровна Михеичева — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX–XXI вв. и истории зарубежной литературы, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, ул. Комсомольская, д. 95, 302026 г. Орел, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Творческие связи М. Горького и Л. Андреева многократно отмечены исследователями и критиками как начала XX в. (А. Измайлов, А. Редько, М. Рейснер), так и рубежа XX–XXI вв. (К. Муратова, В. Келдыш, Н. Тамарченко). Цель данной статьи — показать, в чем сходство и отличие религиозно-философского поиска писателей и насколько этот поиск вписывается в атмосферу эпохи конца XIX — начала XX вв. Объектом внимания автора стали рассказ Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и повесть Горького «Исповедь». Правомерность данного сопоставления обоснована личными отношениями писателей, влиянием современников (Л. Толстого, А. Аполлова), интенсивным религиозным поиском эпохи, «предельным обострением личностного начала» в литературе. Оба произведения строятся по житийному канону: воспитание героя, тема учительства, этапы жизненного пути, духовное взросление. Для обоих писателей характерно исследование «бездн» человеческой души, светлой и темной, «искушение свободой», столкновение личности с мещанской средой. Герои Андреева и Горького нарушают церковные каноны, пытаются проникнуть в суть высшего миропорядка и даже, по возможности, изменить его в пользу человека, о чем свидетельствуют и другие произведения писателей: «Жизнь ненужного человека» Горького — «Христиане», «Сын человеческий» Андреева. Василий Фивейский и Матвей близки в своем стремлении обрести новую веру, но итоги их поиска различны: эгоцентризм Василия Фивейского, объявившего себя «избранником», приводит его к полному отрыву от Бога и от людей, в то время как Матвей находит правду и веру в народе, в коллективе.

Ключевые слова: М. Горький, Л. Андреев, религиозно-философский поиск, полемика, Бог, церковь, вера, концепция личности.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу