Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Елена Ивановна Маркова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора литературоведения, Институт языка, литературы и истории, Карельский научный центр Российской академии наук, ул. Пушкинская, д. 11, 185910 г. Петрозаводск, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Цель статьи — показать, что произведение М. Горького «В.И. Ленин», заявленное как «воспоминания», в действительности является очерком, что, собственно, почти изначально было понято критикой и издателями. Скупость материала не вводит в заблуждение: налицо художественная реконструкция образа В.И. Ленина с четко выраженной тенденцией. Горький характеризует своего героя, вождя пролетарской революции, создателя первого в мире пролетарского государства, как «дитя окаянного мира сего». Рождается новый мир в крови и муках, и его демиург тождественен ему: он несет печать прежнего («окаянного») мира и в то же время является предтечей нового, как полагал писатель, исполненного радости мира. Поэтому он создает образ человека, представляющего уникальный сплав героя и жертвы, судии и адвоката, современного Сократа и комического персонажа, показывает вождя в зоне как официального, так и фамильярного контакта, где он изображается как человек, способный радоваться, улыбаться, шутить, смеяться. «Смеховых» характеристик в тексте более 30. Они означают не только естественную реакцию человека на забавную ситуацию или острое словцо, но и служат средством самозащиты, орудием посрамления противника. Главное — смех позволяет высветить образ вождя в свете горьковского понимания человека как носителя новой веры, творца нового мира, способного победить характерную для русского общества идеологию страдания реализацией на практике идеи гармоничного жизнестроительства.

Ключевые слова: смерть/рождение, страдание/гармония, смеховые характеристики, дитя окаянного мира, вождь, человек, носитель новой веры.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу