Информация об авторе:
Гавриш Т.Р.
Татьяна Ростиславовна Гавриш — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Цель работы — литературоведческий анализ средств художественного изображения специфического сознания главного героя романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Автор представленной статьи исследует проблему множественного сознания личности горьковского современника-интеллигента. Писатель использует описание бессознательных и пограничных состояний персонажа (в частности состояний сновидения или заболевания), прием смешения реального и ирреального, внешнего и внутреннего планов изображаемого посредством введения в текст произведения восточной притчи, впервые открывающей сознанию горьковского героя его внутреннюю двойственность; аллегорического сна Самгина, характеризующего его с точки зрения истинного внутреннего «я» и предрекающего его гибель; эпизода полусна Самгина, который актуализирует вопрос об истинности или иллюзорности его индивидуальности, а также обнаруживает желание героя скрыть свою безликость или защититься от враждебной действительности; эпизода распределения жизненного опыта Самгина между двойниками, внутренне окружающими его; эпизода воплощения аллегорического сна главного героя при перемещении состояния внутренней раздробленности персонажа в описание его реальной жизни. Внутреннее единство для Самгина недостижимо; реальная действительность ведет себя агрессивно, не давая ему возможности ощутить личностную целостность и обрести индивидуальность. В результате проведенного исследования автору представленной работы удалось доказать, что, используя прием смены и модификации средств художественного изображения специфичного сознания главного героя «Жизни Клима Самгина», автор романа позволяет ему сделать выводы, касающиеся осмысления собственной личности — личности современника Горького-интеллигента. В данной статье использованы психологический, культурно-исторический, социологический, описательный методы исследования.
Ключевые слова: интеллигент, множественное сознание, измененная действительность, агрессия реальности, двойничество, самопознание, художественное изображение сознания, бессознательное и пограничное состояния персонажа, реальный и ирреальный планы изображаемого, внешний и внутренний планы изображаемого.