Информация об авторе:
Шум О.Ю.
Ольга Юрьевна Шум — кандидат филологических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Академика Вернадского просп., д. 4, 295007 г. Симферополь, Россия.
E-mail:
Аннотация:
В статье рассмотрена специфика творческой манеры Максима Горького, выразившаяся в новом подходе к изображению человека. Писатель фокусирует внимание на некотором наборе сентенций, выловленных персонажем из множества «струй»-течений общественной мысли и присвоенных в качестве индивидуальной мировоззренческой догмы. Усвоенная «система фраз» становится у Горького характерологическим свойством изображаемой личности. Наиболее последовательно указанный прием писатель воплотил в романе «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936). В большинстве сцен горьковского произведения персонажи выступают преимущественно как снабженные портретной характеристикой носители какого-либо идейного «текста»: народнического, декадентского, марксистско-большевистского, житейского и т. д. Воспроизводимые в процессе полилогов «тексты» — «системы фраз» воссоздают интертекст эпохи, состоящий из представлений о действительности людей сорока предреволюционных лет. Таким образом, художественное воплощение в романе получила не только современная Горькому реальность, но и идеологическая ирреальность («вторая реальность»), что, на наш взгляд, позволяет, интерпретируя произведение, устанавливать типологические параллели с постмодернистским дискурсом.
Ключевые слова: идейность, модернистская эстетика, постмодернизм, «система фраз», персонаж, портрет, текст, интертекст, реальность, ирреальность.