Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ирина Исаговна Давыдова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, Музей А.М. Горького (Москва), Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Малая Никитская, д. 6, 121069 г. Москва, Россия.

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена одному из самых неоднозначных и спорных портретов А.М. Горького, позировавшего в 1927 г. датскому художнику-самоучке Христиану Виктору Крагбалле Хаагену-Мюллеру (1894–1959). Из письма вдовы художника известно, что в 1927 г. они с мужем приехали в Италию с целью написать портрет пролетарского писателя, буревестника революции, а в день 60-летнего юбилея писателя А.М. Горькому были вручены две одинаковые цветные литографии с эскизов. «Многие меня писали, и все неудачно», — несколько лет спустя писатель поделится с П.Д. Кориным, будто вспоминая о своем недолгом знакомстве с датчанином. Горьковская оценка работы Хаагена-Мюллера стала хрестоматийной цитатой: «Объяснений, почему Горький так позеленел, требовать с художника!» — и подразумевает явное неприятие художественной интерпретации образа писателя. Что заставило так безапелляционно прокомментировать полотно? Бездействие, апатичность, замкнутость А.М. Горького, пусть даже в портретном пространстве, но все же подразумевающего его спровоцированную фашистами литературно-общественную изоляцию? Или влияние модных направлений в живописи типа кубизма, вызывавших у писателя-реалиста категорическое неприятие? А может, пролетарский писатель понял полотно как политический заказ, ведь стремительно покоряющий мир фашизм, с его ломкой привычного человеческого бытия, обличался писателем как «отрицание культуры и проповедь войны»?..

Ключевые слова: А.М. Горький, Виктор Хааген-Мюллер, Ханзен Гуннар, Гудмундур Камбан, портрет, карикатура, фашизм, 1920-е гг.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу