Информация об авторе:
Давыдова И.И.
Ирина Исаговна Давыдова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, Музей А.М. Горького (Москва), Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Малая Никитская, д. 6, 121069 г. Москва, Россия.
Е-mail:
Аннотация:
Статья посвящена одному из самых неоднозначных и спорных портретов А.М. Горького, позировавшего в 1927 г. датскому художнику-самоучке Христиану Виктору Крагбалле Хаагену-Мюллеру (1894–1959). Из письма вдовы художника известно, что в 1927 г. они с мужем приехали в Италию с целью написать портрет пролетарского писателя, буревестника революции, а в день 60-летнего юбилея писателя А.М. Горькому были вручены две одинаковые цветные литографии с эскизов. «Многие меня писали, и все неудачно», — несколько лет спустя писатель поделится с П.Д. Кориным, будто вспоминая о своем недолгом знакомстве с датчанином. Горьковская оценка работы Хаагена-Мюллера стала хрестоматийной цитатой: «Объяснений, почему Горький так позеленел, требовать с художника!» — и подразумевает явное неприятие художественной интерпретации образа писателя. Что заставило так безапелляционно прокомментировать полотно? Бездействие, апатичность, замкнутость А.М. Горького, пусть даже в портретном пространстве, но все же подразумевающего его спровоцированную фашистами литературно-общественную изоляцию? Или влияние модных направлений в живописи типа кубизма, вызывавших у писателя-реалиста категорическое неприятие? А может, пролетарский писатель понял полотно как политический заказ, ведь стремительно покоряющий мир фашизм, с его ломкой привычного человеческого бытия, обличался писателем как «отрицание культуры и проповедь войны»?..
Ключевые слова: А.М. Горький, Виктор Хааген-Мюллер, Ханзен Гуннар, Гудмундур Камбан, портрет, карикатура, фашизм, 1920-е гг.