Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Наталья Михайловна Солнцева — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7500-0003

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Известны сюжеты о казни святого Иоанна Крестителя, как ориентирующиеся на текст Евангелия, иконописную традицию, так и апокрифические, в основу которых положены авторские интерпретации народных легенд. В описании пророка С.А. Есенин использовал симультанный принцип икон с изображением святого, держащего собственную голову. В произведениях Н.А. Клюева иконы Иоанна Крестителя ассоциативны. К ортодоксальной характеристике действующих лиц евангельской истории обратились Н.С. Гумилев и Л.Н. Андреев. Религиозная корректность не нарушена в симультанной лирике А.А. Блока, проецировавшего образ отсеченной головы Иоанна на свои экзистенциальные переживания. В целом следует традиции Г. Флобер. В поэме С. Малларме «Иродиада» нет прямого указания на роль Иродиады в казни Крестителя, но есть противопоставление их мировоззрений. А.Б. Мариенгоф также использует поэтику недоговоренности. В мировой литературе известны примеры размывания границ добра и зла, истончения моральных критериев. Если Иоанн всегда высокий герой, бескомпромиссный проповедник и пророк, то психологические портреты Иродиады, Саломеи, Ирода усложняются. Отступление от библейской аксиологии положено в основу произведений Г. Гейне, О. Уайльда, А.М. Ремизова. В статье акцентируется внимание на источниках апокрифического истолкования обстоятельств гибели Иоанна, указывается на роль мотива эроса в модернизации сюжета, обозначены символические смыслы персонажей. Новизна исследования заключается в обращении к достаточно широкому кругу текстов.

  • Ключевые слова: апокрифический, интерпретация, Ирод, Иродиада, Креститель, Предтеча, Саломея.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу