Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Юрий Борисович Орлицкий — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), Миусская площадь, д. 6, 125993, ГСП-3, г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4868-8882 

Аннотация:

Статья представляет собой впервые составленный очерк индивидуальной стиховой поэтики Игоря-Северянина. Подробно описан метрический и строфический репертуар первой книги поэта «Громокипящий кубок» (1913), отличающейся уникальным даже для Серебряного века разнообразием стиховых форм. Частотность конкретных метров рассматривается на фоне суммарных данных по соответствующему периоду истории русского стиха, полученных М.Л. Гаспаровым. Как безусловное новшество Северянина-стихотворца рассматриваются активно используемые им цезурированные силлабо-тонические размеры, в первую очередь — ямб. В отличие от большинства предшественников (прежде всего, русских символистов), Северянин цезурирует не только длинные размеры, но и четырех- и пятистопный ямб. При этом он регулярно прибегает к наращению одного и двух слогов на цезуре, а также к использованию двух и даже трех цезур в строке, что создает особый, сразу узнаваемый, северянинский ритмический рисунок стиха. Вслед за монографически описанной стихотворной поэтикой «Громокипящего кубка» характеризуются важнейшие особенности стиха последующих стихотворных книг поэта, в которых отмечается, с одной стороны, постоянное стремление ввести в оборот новые формы метра, рифмы и строфики, а с другой — постепенное сворачивание явленного в первой книге разнообразия. В последнем разделе рассмотрены особенности строфики Северянина в сопоставлении с его взглядами на стих, запечатленными в его не публиковавшейся ранее теоретической работе «Теория версификации» (1933), особо описываются строфические новации самого Северянина, проанализированные в ней.

  • Ключевые слова: стихосложение, метрика, цезура, строфика, сонет, триолет, рифма.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу