Информация об авторе:
Апалькова Е.С.
Елизавета Сергеевна Апалькова — аспирант кафедры новой и новейшей русской литературы и современного литературного процесса, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0042-9494
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается сюжет «оживающего» изображения на примере повести А.В. Чаянова «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» и рассказа В.В. Набокова «Венецианка». Отмечается функциональная близость образов зеркального отражения и портретного изображения, способствующих осмыслению природы искусства в целом и раскрытию психологического мира личности. Зеркало и портрет в контексте произведений выступают как синонимы и открывают канал в инопространство. Чаянов и Набоков обращаются к вечной теме границ возможностей человека. При явном несходстве психологического потенциала главных героев оба переживают зависимость от внешней силы: один заточен в зазеркалье, другой становится частью изображения. Возвращение в реальный мир позволяет им осознать ценность реальной жизни. Оба писателя переосмысляют традиционные романтические мотивы с целью показать сознание героев, оказавшихся под влиянием мира зазеркалья. Делается вывод о том, что сходство мотивов объясняется желанием творческой игры с литературными константами — оба произведения коррелируют с «венецианским» текстом русской литературы, в котором образ Венеции ассоциируется с драмой самообмана и эстетического соблазна.