Информация об авторе:
Сибгатуллина А.Т.
Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения Российской Академии наук, ул. Рождественка, д. 12, 107031 г. Москва, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5755-8687
Аннотация:
Татарская литература второй половины ХIХ — начала ХХ вв. широко освещала проблему образования детей и молодежи. Как единственная форма обучения мусульман в Российской империи религиозные приходские школы и медресе оказывали мощное влияние на формирование характера учащихся, которых называли шакирдами. В произведениях Г. Исхаки, Ф. Амирхана, З. Хади, Ф. Карими, Г. Тукая, К. Тинчурина, А. Еники и многих других главными героями становились именно шакирды, описывались условия их быта и типичные ситуации из жизни в медресе. Интернатная система обучения, удаленность детей от семьи, отсутствие классов, совместное проживание разновозрастных шакирдов являлись главными сложностями пребывания ребенка в медресе. Обучение порой длилось до двадцати лет и после окончания медресе шакирд, изучавший лишь религиозные предметы и арабский язык, выходил неприспособленным к реальной жизни. Кроме места муллы или мударриса в медресе в глубинке у него не было другого варианта устройства своей жизни. Поэтому многие татарские писатели критиковали унылое состояние мусульманских религиозных учебных заведений того времени и требовали реформ как в учебных программах, так и в организации образовательного процесса. Однако новшества в конфессиональное учебное заведение приходили медленно и болезненно. Сторонники реформирования медресе, которых называли «джадидистами», столкнулись с невероятным противостоянием кадимистов, защищавших многовековые, изжившие себя на тот момент традиции образования. Первые говорили о важности изучения светских дисциплин, родного и русского языков, внедрения системы классов; вторые же боялись русификации и усиления нравственных пороков в обществе.