Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения Российской Академии наук, ул. Рождественка, д. 12, 107031 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5755-8687

Аннотация:

Татарская литература второй половины ХIХ — начала ХХ вв. широко освещала проблему образования детей и молодежи. Как единственная форма обучения мусульман в Российской империи религиозные приходские школы и медресе оказывали мощное влияние на формирование характера учащихся, которых называли шакирдами. В произведениях Г. Исхаки, Ф. Амирхана, З. Хади, Ф. Карими, Г. Тукая, К. Тинчурина, А. Еники и многих других главными героями становились именно шакирды, описывались условия их быта и типичные ситуации из жизни в медресе. Интернатная система обучения, удаленность детей от семьи, отсутствие классов, совместное проживание разновозрастных шакирдов являлись главными сложностями пребывания ребенка в медресе. Обучение порой длилось до двадцати лет и после окончания медресе шакирд, изучавший лишь религиозные предметы и арабский язык, выходил неприспособленным к реальной жизни. Кроме места муллы или мударриса в медресе в глубинке у него не было другого варианта устройства своей жизни. Поэтому многие татарские писатели критиковали унылое состояние мусульманских религиозных учебных заведений того времени и требовали реформ как в учебных программах, так и в организации образовательного процесса. Однако новшества в конфессиональное учебное заведение приходили медленно и болезненно. Сторонники реформирования медресе, которых называли «джадидистами», столкнулись с невероятным противостоянием кадимистов, защищавших многовековые, изжившие себя на тот момент традиции образования. Первые говорили о важности изучения светских дисциплин, родного и русского языков, внедрения системы классов; вторые же боялись русификации и усиления нравственных пороков в обществе.

  • Ключевые слова: татарская литература, мусульманские учебные заведения в России, шакирд, Г. Исхаки, Г. Тукай, джадидизм, кадимизм, реформа медресе.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу