Информация об авторе:
Полонский В.В.
Вадим Владимирович Полонский — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор Янцзы, Сычуаньский университет, Южная секция 1, шоссе Юхуан, д. 24, 610065, провинция Сычуань, г. Чэнду, КНР.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0491-2088
E-mail:
Аннотация:
Западная критика зачастую сопоставляла историческое и биографическое письмо Мережковского с археологизмом Георга Эберса, эстетским стилизаторством Флобера как автора «Саламбо» и универсалиями Ипполита Тэна. При этом остается открытым вопрос о природе впечатляющего сходства между биографиями Наполеона, созданными Леоном Блуа и Мережковским, поскольку есть косвенные свидетельства, до сих пор научно не верифицированные, в пользу влияния ранних текстов русского писателя на французского автора. Поздние сочинения Мережковского важно соотносить с жанровым репертуаром линии религиозного традиционализма правого толка — нарочито стигматизированной и дискредитированной в господствующей аксиологии культуры после Второй мировой войны. В статье жизнеописательное творчество Мережковского обозревается в контексте основных тенденций в биографике XX в.: герменевтико-феноменологической, беллетристической и функциональной. Делается вывод о принадлежности русского писателя к функциональной тенденции. Особое внимание уделяется книгам «Данте» и «Наполеон». Подчеркивается, что в первой из них Мережковский выступает в качестве компилятора, законсервировавшего в одном произведении компендиум общих мест русской дантеаны «серебряного века». Что же касается «Наполеона», то в жанровом целом этого текста вычленяются субформы трагедии Рока и жития. Доказывается, что тотальная сакрализация картины мира здесь находит себе типологическое соответствие, с одной стороны, в литературе «католического обновления», а с другой — в автоагиографических произведениях русской старообрядческой традиции.