Информация об авторе:
Киршбаум Г.Э.
Генрих Эдуардович Киршбаум — доктор филологических наук, профессор, Славянский Семинар Фрайбургского Университета (ФРГ), ул. Вертман, д. 14, Д-79085 г. Фрайбург-им-Брайсгау, Германия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0006-0478-5724
E-mail:
Аннотация:
Мышление о литературе, внеположное аналитизму академической истории словесности, можно по аналогии с историософией, культурософией и теософией — таково терминологическое предложение нижеследующей статьи –– назвать литературософией. При таком определении одним из влиятельнейших литературософов России рубежа веков оказывается Дмитрий Мережковский. В свете событий русских революций и Первой мировой войны литературософия Мережковского политизируется и эсхатологизируется. В ряду других свидетельствами этой эволюции становятся соображения Мережковского об Адаме Мицкевиче. В данной статье сделана попытка очертить, как в своем тексте «Распятый народ» Мережковский приобщается к вековым наработкам русского восприятия Мицкевича, но стратегически смещает рецептивные акценты в сторону мессианизма польского поэта (в парижский период). В (жизне)творчестве позднего Мицкевича Мережковский выявляет искомое сопряжение литературософии, политического патриотизма и пара-христологического визионерства.