Об авторе:
Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9151-4554
Е-mail:
Аннотация
Исследуется основополагающая, сюжетообразующая для комедии Н.В. Гоголя «Игроки» (1842) мысль о том, что игнорирование секуляризованным обществом духовных идеалов, ориентация лишь на «техническое» совершенствование приводят к исчерпанию кредита доверия между людьми, без которого существование любого общественного института невозможно. Оригинальность гоголевского замысла заключается в том, что обыкновенную карточную игру он сумел поставить в один ряд с многочисленными явлениями общественной жизни, в которой со времен Петра I и Екатерины II «вообразительные» ценности, основанные на условном признании их действительными, стали играть куда большую роль, чем в допетровской Руси. Пьеса рассматривается в контексте всего творчества писателя; устанавливается связь ее содержания с «Ревизором» (1836), «Мертвыми душами» (1842), книгой «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), другими произведениями Гоголя.