Информация об авторе:
Хорева Л.Г.
Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125047 г. Москва, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3858-3091
E-mail:
Аннотация:
Цель данной статьи — обратить внимание на традиции испанского плутовского романа в классической русской литературе. Материалом для исследования послужили произведения Матео Алемана, Франсиско де Кеведо, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пикаро как модальная личность в веберовском понимании этого слова появляется в ряде произведений русской литературы, в том числе в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, который во многом повторил структуру испанской пикарески и основные сюжетные линии, стремясь создать первый образец исторического романа на отечественной почве. Гоголь использует маску пикаро в пьесе «Ревизор» и в поэме «Мертые души» как зеркало, отражающее пороки современной ему России. Герои произведений Н.В. Гоголя проходят свою школу жизни, которая становится ярким примером антивос- питания, в результате чего рождается антигерой, существующий в полном согласии с поведенческими шаблонами современного ему общества. В исследования, опирающемуся на компонентный и сопоставительный методы. Автор статьи приходит к выводу, что память жанра испанской пикарески с очевидностью проявляет себя в ряде произведений русской литературы.