Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ирина Игоревна Сизова — кандидат филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Целью настоящей работы является рассмотрение историко-литературного контекста статьи Л.Н. Толстого «О Гоголе» 1887–1888 гг. в соотношении с деятельностью издательства «Посредник». В исследовании обосновывается единство мировоззрения, идейно-ценностных ориентиров Толстого-редактора и авторского коллектива «Посредника», проявившееся при подготовке к печати брошюры, посвященной жизни и творчеству Гоголя. Впервые вводятся в научный оборот материалы из книги «Николай Васильевич Гоголь как учитель жизни» (1888), которая была составлена сотрудником «Посредника» А.И. Орловым и тщательно отредактирована Толстым. В статье проводится мысль о том, что истолкование в брошюре «Посредника» и в предисловии к ней Толстого творческих достижений Гоголя-художника, религиозно-философского и эстетического поиска писателя, его дискуссии с критиком В.Г. Белинским после выхода «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1845–1847) прежде всего отражало сложный путь духовного развития самого Толстого, указывало на избыточность религиозного морализаторства в его художественно-эстетических исканиях 1880-х гг. Запрос Толстого к искусству в тот период был основан на убеждении в том, что в произведении утверждается нравственный идеал, почерпнутый только из евангельских истин о смирении, непротивлении, любви к Богу и к людям-братьям. В результате исследования делается вывод о том, что религиозный дидактизм ставил Толстого вслед за Гоголем в оппозицию к практической эстетике революционных демократов в лице Белинского, ратовавшего с позиции атеистической нравственности за подчинение целей искусства принципу общественной пользы и справедливости, а также противополагал Толстого-публициста Толстому-художнику.

  • Ключевые слова: Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, А.И. Орлов, издательство «Посредник», «О Гоголе» (1887–1888), «Николай Васильевич Гоголь как учитель жизни» (1888).

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу