Информация об авторе:
Магомедова Д.М.
Дина Махмудовна Магомедова — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры истории русской классической литературы, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5299-3361
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается эволюция концепции музыки в творчестве М.А. Кузмина в контексте общей теории русского символизма. Профессиональный музыкант, Кузмин, как и все символисты, начинает в 1900-е гг. с культа Рихарда Вагнера. Однако в его творческом сознании всегда существовала вторая культовая фигура, к которой большинство символистов было равнодушно, — В.А. Моцарт. Со второй половины 1910-х гг. Кузмин начинает все чаще противопоставлять этих композиторов, выдвигая Моцарта на первый план. Кузмин совершает определенный эстетический и даже идеологический выбор между двумя разными художественными мирами. В 1924 г. он переводит оперу-мистерию Моцарта «Волшебная флейта». В статье анализируется мистериальный сюжет искупления музыкальной драмы Вагнера «Парсифаль» в со- поставлении с мистерией посвящения как личного выбора в опере Моцарта. Делается вывод, что М.А. Кузмин создал альтернативную концепцию «музыки» в теории русского символизма.