Информация об авторе:
Черкашина М. В.
Маргарита Вадимовна Черкашина (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, Французский университетский колледж МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1081-381X
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена проблеме художественного переосмысления повести Н.В. Гоголя в русской литературе от начала XX в. до наших дней. Сказка А.М. Ремизова «Летавица» (1908) рассматривается в контексте статьи автора «Природа Гоголя» (1922) и его спора о Гоголе с В.В. Розановым и Д.С. Мережковским. В начале XX в. «Вий» отозвался в поэзии В.И. Нарбута («Вий», 1915), Н.С. Гу- милева («Из логова змиева», 1911), В.В. Маяковского («Война и мир», 1917), О.Э. Мандельштама («1 января 1924», 1924 и «Как по улицам Киева-Вия», 1937), А.А. Ахматовой («Я знаю, с места не сдвинуться», 1937). Два примера переосмысления сюжета «Вия» в драматургии — пьесы «Панночка» (1985) Нины Садур и «Вий» (2015) Василия Сигарева. Как интересный пример стилизации повести Гоголя, равно как и более поздних аллюзий на нее (в частности, в поэзии Мандельштама) рассматривается роман Леонида Гиршовича «“Вий”, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя» (2005). Присвоение Гоголя современной массовой культурой рассматривается в статье на материале романа Андрей Белянина «Ночь на хуторе близ Диканьки» (2016) и настольной игра «Вий: Восстание».