Об авторе:
Уильям Крафт Брумфилд — профессор Тулейнского университета (Луизиана, США), PhD в области филологии, историк русской культуры, фотограф, краевед, защитник памятников архитектуры, автор книг и статей о проблемах сохранения архитектуры Русского Севера. В октябре 2019 г. указом Президента РФ награжден Орденом дружбы.
ORCID ID: 0000-0001-8886-664X.
E-mail:
Аннотация
Латинская фраза «Et in Arcadia ego» (с картины Никола́ Пуссе- на) интерпретируется и как нахождение человека в идиллическом месте, и как присутствие смерти в том же пространстве. Эта неоднозначная трактовка рассмотрена в статье применительно к русской сельской помещичьей усадьбе как месту нравственного конфликта в произведениях В.А. Слепцова «Трудное время» и И.С. Тургенева «Отцы и дети». Для его понимания важно как место- положение усадьбы на лоне природы, так и ее социокультурный статус в России XIX — начала XX в., сопряженный с темой социальной справедливости. В статье доказывается, что важная функция русской помещичьей усадьбы как литературного топоса — это создание нравственного пространства (moralis locus), в рамках которого ставятся и обсуждаются глубинные экзистенциальные вопросы. Замкнутое, приближенное к природе, театрализованное пространство усадьбы — идеальное место не только для идейного столкновения оппонентов, но и для оценки их личностей перед лицом окружающей природной стихии. Последняя, как составляющая «усадебного топоса», наводит на мысль о связи персонажей (и писателя) с романтизмом XIX в., в котором основополагающим мотивом стало превознесение гармонического единства человека и природы. В то же время близость к природе как к плодородной, питающей человеческую жизнь земле поставила усадьбу в центр запутанных социально-экономических проблем, связанных с положением русского крестьянства до и после отмены крепостничества в 1861 г.