Информация об авторе:
Голубков С.А.
Сергей Алексеевич Голубков — доктор филологических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Московское шоссе, д. 34, 443086 г. Самара, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3423-1520
E-mail:
Аннотация:
В статье идет речь об игровом начале в творческом поведении А.Н. Толстого и об использовании драматургических элементов в прозаических произведениях. Интерес к введению таких элементов в прозу диктовался собственным опытом прозаика и драматурга, общим устремлением литературы ХХ в. к продуктивному синтетизму, к межвидовой и межжанровой диффузии. Оказывала влияние на Толстого и формировавшаяся в это время поэтика кинематографа, который приобрел полноценный статус искусства. Кроме того, сказывалась особая индивидуальная тяга писателя к динамическому повествованию. Особое внимание уделяется комическим функциям драматургических ремарок, вводимых в прозаический текст. Рассматривается ранняя проза писателя («Трагик», «Без крыльев», «Чудаки»), повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», роман «Петр Первый». Драматургические ремарки усиливают динамизм повествования, выступают способом выявления ситуативного юмора. Они выполняют роль снижающего комментария в отношении героя, указывают на невербальные способы коммуникации персонажей (жест, мимика). Имплицитное присутствие ремарочного субъекта обнаруживается в повествовательном пространстве несобственно-прямой речи. Писатель стремился к обогащению художественных ресурсов прозы, усилению ее изобразительных начал. В художественной манере Толстого наглядно-конкретное изображение всегда доминировало над отвлеченным рассуждением.