Информация об авторе:
Каплун М.В.
Марианна Викторовна Каплун — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2427-2855
E-mail:
Аннотация:
В художественном пространстве первой книги романа А.Н. Толстого «Петр Первый» особое место занимают упоминания о театре и театральной деятельности отдельных персонажей. Воспоминание о театре Н.К. Нарышкиной и ее приближенных во второй главе имеет не столько историческое, сколько символическое значение. Во второй главе присутствует эпизод, связанный с театральной деятельностью царевны Софьи, который представляет источниковедческий интерес. В третьей главе есть сцена учреждения Всешутейшиего, всепьянейшиего и сумасброднейшего собора, одной из затей, придуманных Петром I с целью развлечений, карнавальных действ. Театр как западная забава в романе, следуя исторической правде, соотносится именно с деятельностью Немецкой слободы. По характеру театральных сцен можно сделать вывод о том, что Толстой опирался на исторические исследования H.С. Тихонравова о русском театре. Об этом свидетельствуют пометы писателя на книге из личной библиотеки. Упоминания театра вплетаются в художественную структуру романа и помогают раскрыть характеры героев, добавляя «штрихи к портрету» Петра, его соратников и противников, а также составляют интерес для поиска возможных источников романа.