Информация об авторе:
Гаргянц М.Г.
Мария Георгиевна Гаргянц — независимый исследователь, г. Санкт-Петербург, Россия.
E-mail:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00303 «Советский исторический нарратив 1920−30-х гг.: содержание, акторы и механизмы конструирования» (https://rscf.ru/project/23-18-00303/)
Аннотация:
В статье отражен начальный этап создания первой серии фильма «Петр Первый», заложивший концептуальные основы исторического образа императора Петра I в советском кино. Сделан акцент на тех препятствиях, которые преодолевала творческая команда фильма, чтобы успешно выпустить фильм в прокат: во-первых, нереалистичные сроки сдачи готовой картины, во-вторых, институциональные изменения в Государственном управлении кинематографии, влиявшие на порядок контроля и цензурирования сценария, в-третьих, производственные трудности на «Ленфильме». Сравнительный анализ двух сценариев к фильму (мая и июля 1935 г.) позволил провести параллель между правками литературных текстов о Петре Первом и сценарием. Меняя акценты в сценарии, А.Н. Толстой усиливал социальное одиночество Петра в его дворянском окружении, его попытку опереться на купечество, схожесть задач петровской эпохи и советской современности. Нежелательными оказались мотивы усиления старообрядчества и изображение неготовности русской армии к первым сражениям Северной войны, которые были изъяты из последней версии сценария.