Информация об авторе:
Погорельская Е.И.
Елена Иосифовна Погорельская — кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0668-7320
E-mail:
Аннотация:
Между созданными примерно в одно время (конец 1927 — начало 1928 г.) пьесами «Фабрика молодости» А.Н. Толстого и «Закат» И.Э. Бабеля нет ничего общего ни в художественном, ни в тематическом плане. Первая — лирическая комедия с элементами фантастики, вторая — драма, в основе которой лежит вечный конфликт отцов и детей. «Фабрика молодости» — одна из многих пьес Толстого, «Закат» — одна из двух пьес, созданных Бабелем, его драматургический дебют. Первый показ «Фабрики молодости» состоялся в Московском драматическом театре (бывш. Кор- ша) в постановке В.А. Кригера 28 декабря 1927 г., премьера «Заката» в по- становке Б.М. Сушкевича в МХАТе-2 прошла 28 февраля 1928 г. Обе по- становки вышли неудачными. Пьеса Толстого была поставлена в крайне сжатые сроки: премьере предшествовало 12 репетиций. «Закат» получил неверное режиссерское прочтение. Критический отзыв на эти две пьесы содержится в большой статье П.А. Маркова «Очерки театральной жиз- ни. К поискам театрального стиля», напечатанной в № 4 журнала «Но- вый мир» за 1928 г. Разбору «Фабрики молодости» и «Заката» посвящен второй раздел статьи «Театр быта или театр жизни», в котором нашлось место сопоставлению двух пьес с точки зрения их философского смысла. Отдавая должное огромному таланту обоих драматургов, Марков упрекал Толстого в том, что его дар не нашел достаточного применения в «Фабрике молодости», Бабеля — в неактуальности избранной темы. В обоих случаях театры не справились со сценической задачей: «Фабрика молодости» была поставлена торопливо и халтурно, «Закат» не был понят режиссером и за- нятыми в спектакле актерами.