Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе: 

 

Наталья Вадимовна Ковтун — доктор филологических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, ул. Ады Лебедевой, д. 89, 660049 г. Красноярск, Россия; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, Набережная реки Фонтанки, д. 15, 191023 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6799-4685

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Исследование выполнено в Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/

Аннотация:

Статья посвящена проблеме «других мест» (М. Фуко) в романе Ф.В. Гладкова «Цемент» (1925), ставшим одним из образцов советского производственного романа. Внимание автора к гетеротопическим пространствам как территориям между не-местом и благим местом связано с желанием передать сам процесс преодоления законов возможного усилиями нового человека, который и возводит город-сад. Пролетарская идеология, провозглашая новый мир, опирается на модели, укорененные в культуре, наделяя их иным значением. На месте прежнего семейного дома, усадьбы с садом в романе утверждаются Дет-дом им. Крупской, Дом Советов, Клуб Коминтерн, сакрализованные как реплики Будущего в кромешном настоящем. Иное бытие должно было явиться ниоткуда, но иметь черты узнаваемости, чтобы не повергать в шок. В статье анализируется специфика существования в пределах «гетеротопии», как ее понимает писатель и воплощают избранные персонажи. В итоге складывается противоречивая картина грядущего, где не остается мест, приспособленных для малой жизни. В таком хронотопе личности в ее обычном понимании (как носителя живой индивидуальности) не существует. Герои романа — либо массы, либо неодушевленные предметы, судьбы которых отданы партии-Демиургу.

  • Ключевые слова: Ф.В. Гладков, роман «Цемент», «гетеротопия», усадьба, дом.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу