Информация об авторе:
Ковтун Н.В.
Наталья Вадимовна Ковтун — доктор филологических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, ул. Ады Лебедевой, д. 89, 660049 г. Красноярск, Россия; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, Набережная реки Фонтанки, д. 15, 191023 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6799-4685
E-mail:
Исследование выполнено в Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/
Аннотация:
Статья посвящена проблеме «других мест» (М. Фуко) в романе Ф.В. Гладкова «Цемент» (1925), ставшим одним из образцов советского производственного романа. Внимание автора к гетеротопическим пространствам как территориям между не-местом и благим местом связано с желанием передать сам процесс преодоления законов возможного усилиями нового человека, который и возводит город-сад. Пролетарская идеология, провозглашая новый мир, опирается на модели, укорененные в культуре, наделяя их иным значением. На месте прежнего семейного дома, усадьбы с садом в романе утверждаются Дет-дом им. Крупской, Дом Советов, Клуб Коминтерн, сакрализованные как реплики Будущего в кромешном настоящем. Иное бытие должно было явиться ниоткуда, но иметь черты узнаваемости, чтобы не повергать в шок. В статье анализируется специфика существования в пределах «гетеротопии», как ее понимает писатель и воплощают избранные персонажи. В итоге складывается противоречивая картина грядущего, где не остается мест, приспособленных для малой жизни. В таком хронотопе личности в ее обычном понимании (как носителя живой индивидуальности) не существует. Герои романа — либо массы, либо неодушевленные предметы, судьбы которых отданы партии-Демиургу.