Информация об авторе:
Борисова Д.М.
Дарья Максимовна Борисова — магистрант, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет; младший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0002-0454-5924
E-mail:
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
К.Г. Паустовский наблюдал русскую «усадебную культуру» на рубеже XIX–XX вв., когда «дворянские гнезда» переживали свой закат и в то же время притягивали творцов и исследователей. В ранней прозе и поэзии автора отразилось влияние «усадебного мифа», идеализирующего прежнюю жизнь в «родовых гнездах». Для зрелого Паустовского усадьба была не «пережитком прошлого», а местом исторической памяти, высокой культуры, связанным с воспоминаниями детства. В произведениях автора отражены как усадьбы Серебряного века («Повесть о жизни», 1946–1963), так и варианты трансформации «усадебного топоса» в советскую эпоху: музей-заповедник («Михайловские рощи», 1937; «Ветер скорости», 1954), музей — дом отдыха («Повесть о лесах», 1948). В «Повести о лесах» писатель отразил драматичную историю русской усадьбы: «оскудение» помещичьих имений на рубеже XIX–XX вв., трансформацию «усадебного топоса» в советскую эпоху, гибель бывшего дворянского имения в годы Великой Отечественной войны. Прообразом изображенной Паустовским усадьбы, где жил и творил П.И. Чайковский, а также соседнего помещичьего имения послужило, как удалось нам выяснить, имение Фроловское под Клином. Несмотря на трагическое завершение истории усадьбы, в повести выражена надежда, что порожденные «усадебной культурой» этические и эстетические ценности сохранятся в будущем.