Информация об авторе:
Кнорре Е.Ю.
Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д.6, стр.1, 127051 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
В статье исследуется «усадебный миф» в дневниках Михаила Пришвина 1940–1945 гг., в книге «Мы с тобой. Дневник любви» (1939–1940), написанной писателем совместно с женой, а также в воспоминаниях Валерии Пришвиной «Наш дом» (1977). В годы Второй мировой войны «усадебный миф» становится частью автобиографического мифа Пришвина, в основе которого — мотив восстановления утраченного дома, родительской усадьбы Хрущево-Левшино в Орловской губернии. Поиски дома образуют творческую установку семьи Пришвиных, где дом — не убежище, но топос спасения всего погибающего, место откровения и радости преображенной жизни. В пространстве дома во время войны присутствуют черты «гетеротопии». Образ «дома-счастья», удаленного в глушь и одновременно включенного в общую жизнь, обращенного к страданиям современников, переходит в тему «вселенского дома» как творчества мира во время войны уже в воспоминаниях Пришвиной «Наш дом». В статье показывается, что усадебно-дачная жизнь Пришвиных — это не погружение в ностальгию по утраченному прошлому, не эскапизм в катастрофическое время войны, но осознанная практика, так называемый «усадебный габитус», который мобилизует человека в кризисный период истории, пробуждая «родственное внимание» и сострадание к Другому, объединяет людей в «невидимую общность», преодолевая стихийные, разрушительные силы войны внутри и вовне человека.