Информация об авторе:
Агратин А.Е.
Андрей Евгеньевич Агратин — кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047 ГСП-3, г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4993-7289
E-mail:
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
Изображенный мир повести С.Д. Довлатова «Заповедник» (1983) условно распадается на два сегмента: музей-усадьбу, с одной стороны, и область за его пределами — с другой. Последняя обнажает непредсказуемость и неупорядоченность бытия, первый обеспечивает порядок в жизни персонажа. В заповеднике Алиханову можно не углубляться в себя — достаточно «механически исполнять свою роль» и благодаря подобной «редукции» самости сохранять относительное спокойствие. Музей-усадьба — пространство безответственности, спектакля, ни к чему не обязывающего слова. Персонажу комфортно в заповеднике: любые столкновения с его обитателями и гостями происходят на уровне речевой деятельности. Слово запутывает героя, «растворяет» в себе его самость. Музей-усадьба для героя — метонимия всей русскоязычной культуры, границы которой он боится пересекать, потому что низводит собственное «я» до речевой деятельности («На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности»). Повесть «Заповедник» показывает, как «усадебный топос» в литературе XX в. претерпевает фундаментальные изменения: из аксиологически значимого феномена музей-усадьба трансформируется в «продукт» дискурса, не предоставляющий персонажу надежных ресурсов самоидентификации.