Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ранджана Банерджи — Ph.D в области филологии, профессор, Центр русских исследований, Школа языковых, литературных и культурных исследований, Университет им.Джавахарлала Неру, 110067 г. Нью Дели, Индия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0002-3771-5192

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

«Усадебная культура» первоначально развивалась в рамках феодальных систем России и Бенгалии, которые во многом определили образ жизни знати. Родовое поместье стало очагом экономической, культурной и бытовой деятельности этих двух регионов. В усадьбах организовывались политические и литературные дискуссии, музыкальные и танцевальные вечера, они представляли собой своеобразную школу воспитания и развития дворянина. Распад феодальной социально-экономической системы в России последней трети XIX в. и в Бенгалии начала XX в. во многом стал причиной упадка «усадебной культуры» в этих странах, с чем дворянам — владельцам поместий — было трудно смириться.

Упомянутые процессы нашли отражение в художественных текстах русских и бенгальских авторов, в частности Антона Чехова (1860–1904) и Тарашанкара Бандьопадхьяя (1898–1971). В своих произведениях они обращают внимание на деградацию некогда стабильного уклада усадебной жизни и отчаянные попытки последнего поколения дворянства сохранить ее былую славу. Чувство горечи, испытываемое персонажами из-за утраты родовых усадеб, раскрывается в обоих произведениях через их отношение к таким элементам «усадебного топоса», как сад и музыкальный зал. Особое внимание русский и бенгальский писатели уделяют возникновению и общественной роли нового влиятельного класса буржуазии. В статье предпринят сравнительный анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» (1903) и рассказа Бандьопадхьяя «Музыкальный зал» (1932), на основе которого впервые выделены ряд сходств и различий между бенгальским и русским вариантами «усадебного топоса» и представлен взгляд индийского исследователя на его динамику.

  • Ключевые слова: дворянство, «усадебная культура», родовое поместье, гибель, Россия, Бенгалия.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу