Информация об авторе:
Банерджи Р.
Ранджана Банерджи — Ph.D в области филологии, профессор, Центр русских исследований, Школа языковых, литературных и культурных исследований, Университет им.Джавахарлала Неру, 110067 г. Нью Дели, Индия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0002-3771-5192
E-mail:
Аннотация:
«Усадебная культура» первоначально развивалась в рамках феодальных систем России и Бенгалии, которые во многом определили образ жизни знати. Родовое поместье стало очагом экономической, культурной и бытовой деятельности этих двух регионов. В усадьбах организовывались политические и литературные дискуссии, музыкальные и танцевальные вечера, они представляли собой своеобразную школу воспитания и развития дворянина. Распад феодальной социально-экономической системы в России последней трети XIX в. и в Бенгалии начала XX в. во многом стал причиной упадка «усадебной культуры» в этих странах, с чем дворянам — владельцам поместий — было трудно смириться.
Упомянутые процессы нашли отражение в художественных текстах русских и бенгальских авторов, в частности Антона Чехова (1860–1904) и Тарашанкара Бандьопадхьяя (1898–1971). В своих произведениях они обращают внимание на деградацию некогда стабильного уклада усадебной жизни и отчаянные попытки последнего поколения дворянства сохранить ее былую славу. Чувство горечи, испытываемое персонажами из-за утраты родовых усадеб, раскрывается в обоих произведениях через их отношение к таким элементам «усадебного топоса», как сад и музыкальный зал. Особое внимание русский и бенгальский писатели уделяют возникновению и общественной роли нового влиятельного класса буржуазии. В статье предпринят сравнительный анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» (1903) и рассказа Бандьопадхьяя «Музыкальный зал» (1932), на основе которого впервые выделены ряд сходств и различий между бенгальским и русским вариантами «усадебного топоса» и представлен взгляд индийского исследователя на его динамику.