Информация об авторе:
Федосеева (Акимова) М.С.
Мария Сергеевна Федосеева (Акимова) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, ГБУК г. Москвы «Музей Зеленограда», ул. Гоголя, 11В, 124575 Зеленоград, г. Москва, Россия.
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
Музейная мемуаристика представляет собой интересный, но малоисследованный пласт текстов. В статье на примере Пушкинского заповедника, Болдина, Поленова, Карабихи, Ясной Поляны, Муранова, Дунина рассматривается феномен литературы нон-фикшн, связанной с музеефицированным пространством усадьбы: характерные сюжеты, особенности поэтики и т. д. Исследование музейной мемуаристики XX в. позволяет говорить о том, что, за рядом исключений, обусловленных новыми историческими реалиями, усадьба-музей как одна из жизнеспособных модификаций «усадебного топоса» в XX в. наследует его конститутивные особенности. Классический «усадебный» и «музейно-усадебный» топосы определяются такими свойствами, как устойчивость, преемственность, стремление к сохранению материального и нематериального наследия, относительно постоянным составом обитателей, объединенных в социокультурное сообщество особой системой ценностей и определенными моделями поведения («усадебный габитус»), и др. Кроме того, в музейной мемуаристике, как прави- ло, воспринимающей музеефицированное усадебное пространство в идиллическом / элегическом ключе, есть место и негативной рецепции, что также наследует структуре классического «усадебного топоса».