Информация об авторе:
Яхьяпур М.
Яхьяпур Марзие — кандидат филологических наук, профессор, Тегеранский университет, ул. Азара, д. 16, 1417935840 г. Тегеран, Иран.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8195-6909
E-mail:
Карими-Мотаххар Дж.
Карими-Мотаххар Джанолах — кандидат филологических наук, профессор, Тегеранский университет, ул. Азара, д. 16, 1417935840 г. Тегеран, Иран.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6072-5797
E-mail:
Аннотация:
Поэзия, ковроткачество и миниатюры — выдающиеся искусства в иранской (персидской) культуре, известные во всем мире. Одной из основных репрезентаций этих трех искусств являются персидские сады. Это закрытые территории, где растения, вода и здания объединены в одно целое. Сад Пасаргад, построенный по приказу императора Кира Великого в 546 г. до н. э., считается образцом для всех последующих персидских садов. И в классической, и в современной персидской поэзии сад занимает особое место. Его образ имеет два значения — материальное (чувственное) и духовное (гносеологическое). Современные иранские поэты (Парвин Этесми, Сохраб Сепехри, Мехди Ахаван Салес, Саех, Шафии-Кадкани и др.) используют природный сад для выражения мистических и романтических чувств, социально-исторических и политических идей. В стихотворении Мехди Ахавана Салеса «Мой сад» (1957) описание и символика осеннего сада служат осмыслению государственного переворота 1953 г. в Иране. В этом произведении сад — символ страны и ее интеллектуального сообщества, садовник — правительства, тучи — общественного удушья, облетевшая листва — бедности и лишений иранского народа, ветер и дождь — несчастливых событий, весна — надежды на улучшение, уничтоженные плоды — погибших молодых людей, желтогривая лошадь — армии. Безлиственный сад Салеса отражает социально-политическую точку зрения поэта на ситуацию в Иране 1950-х гг. Однако поэт-патриот любит свой сад-усадьбу и продолжает видеть его красоту. В персидской поэзии XX в. даже разоренный сад традиционно остается символом родины и прекрасной неумирающей жизни.