Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ребель Галина Михайловна — доктор филологических наук, доцент, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 г. Пермь, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6595-8859

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Вынесенный в заглавие статьи вопрос актуализирует те смыслы рассказа А.П. Гайдара, которые порождаются совокупностью его пространственно- временных и сюжетно-композиционных уровней, субъектной организацией повествования, его интонационным и стилистическим богатством. Корректность использованного применительно к творчеству Гайдара термина М.О. Чудаковой «поэтика подставных проблем» автором статьи повергается сомнению, так как ни один из смысловых срезов повествования здесь не может квалифицироваться как «подставной». В статье показано, что герой-рассказчик, не нарушая интонационной целостности, не изменяя своей спутнице-собеседнице и слушателю-адресату — шестилетнему ребенку, выводит повествование из личного дачно-семейного хронотопа в большое историческое время и пространство. Сюжет рассказа разворачивается как движение из частных забот — в социальные, из дачной рутины — в предгрозовую атмосферу приближающейся войны, из ситуации семейных проблем — в предчувствие большой беды, символом которого и становится разбитая чашка. При сопоставлении рассказа Гайдара «Голубая чашка» (1936) с фильмом Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» (1994) показано, что пунктиром выведенные на поверхность гайдаровского повествования знаки глубинного социального неблагополучия обнажаются посредством прямых и скрытых отсылок в фильме Михалкова. Можно предположить, что «Голубая чашка» была одним из источников сценария, хронотопа и интонации для «Утомленных солнцем». При этом фильм служит своего рода «проявителем» того, что в силу обстоятельств недосказал, но подразумевал Гайдар.

  • Ключевые слова: А.П. Гайдар, «Голубая чашка», хронотоп, субъектная организация, сказочные мотивы, Н.С. Михалков, «Утомленные солнцем».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу