Информация об авторе:
Скороходов М.В.
Максим Владимирович Скороходов — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Отдел новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6390-5670
E-mail:
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности «дачного топоса» в русской литературе советского периода, прослеживается его связь с «усадебным топосом», отмечены их общие элементы. Особое внимание уделяется саду, в том числе соловьиному, отсылающему к поэме А.А. Блока «Соловьиный сад» (1915). Усадебный или дачный сад, ассоциативно связанный с Эдемским садом, оказывается важным как для усадьбы, так и для дачи, что нашло отражение в поэзии середины — второй половины XX в. В ряде рассматриваемых произведений дачная жизнь ассоциируется с безмятежным времяпрепровождением, а дача — с местом, где можно скрыться от суетного города и повседневных проблем, с которыми сталкивается человек. Дача позволяет уединиться и посвятить себя творчеству. При этом в ряде случаев, например в лирике А.А. Ахматовой, дачное одиночество оказывается дисгармоничным фактором. С дачей и усадьбой связаны не только страницы творческой биографии целого ряда русских поэтов советского периода, но и память о них: на кладбище в дачном Комарове похоронена Ахматова, на даче в поселке «Советский писатель» в 1991 г. покончила с собой Ю.В. Друнина. Проведенный анализ показывает, что «дачный топос» оказал существенное влияние на русскую поэзию рассматриваемого периода.