Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторах:

Мария Викторовна Михайлова — доктор филологических наук, заслуженный профессор, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8193-6588

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Арина Сергеевна Сотникова — магистрант филологического факультета, Московский госудаственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, 1-й корп. гуманитарных факультетов, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0001-7255-0074

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Валерия Викторовна Перуанская (1920–2011) — автор из ряда «незамеченных» писателей, однако в ее произведениях обнаруживаются аспекты, заслуживающие пристального внимания. На первый план во многих ее сочинениях выдвигается повседневная жизнь обыкновенных советских женщин. Место действия — квартира, город, провинция. Но в повести «Кикимора» (1976), посвященной любви стареющих людей, возникает «топос дачи» как места уединения и спокойствия, противопоставленного суетному городу. Для влюбленных дача становится пространством, позволяющим скрыться от осуждения и насмешек. Героиня повести, незаметная, но чуткая Анна Константиновна, вся жизнь которой была связана с коммунальной квартирой, воспринимает дачу как чудесный, ранее не знакомый мир. Это место наделяется райскими чертами — здесь естественность, простор, возможность доверительности, иное течение времени. Но именно дача становится местом, где героиня сталкивается с нарушением очерченной ею самой границы защищенности. В идиллическое пространство вторгается жестокость реальной жизни, разрушающая хрупкую гармонию. Особенно интересной представляется киноверсия этого произведения (фильм «Продлись, продлись, очарованье…» (1984), реж. Я.Л. Лапшин). И хотя акценты в киноадаптации заметно смещены, очерченные Перуанской контрасты просматриваются в фильме еще более четко.

  • Ключевые слова: В.В. Перуанская, повесть «Кикимора», «топос дачи», город, провинция, идиллическое пространство, киноверсия.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу