Информация об авторах:
Михайлова М.В.
Мария Викторовна Михайлова — доктор филологических наук, заслуженный профессор, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8193-6588
E-mail:
Сотникова А.С.
Арина Сергеевна Сотникова — магистрант филологического факультета, Московский госудаственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, 1-й корп. гуманитарных факультетов, 119991 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0001-7255-0074
E-mail:
Аннотация:
Валерия Викторовна Перуанская (1920–2011) — автор из ряда «незамеченных» писателей, однако в ее произведениях обнаруживаются аспекты, заслуживающие пристального внимания. На первый план во многих ее сочинениях выдвигается повседневная жизнь обыкновенных советских женщин. Место действия — квартира, город, провинция. Но в повести «Кикимора» (1976), посвященной любви стареющих людей, возникает «топос дачи» как места уединения и спокойствия, противопоставленного суетному городу. Для влюбленных дача становится пространством, позволяющим скрыться от осуждения и насмешек. Героиня повести, незаметная, но чуткая Анна Константиновна, вся жизнь которой была связана с коммунальной квартирой, воспринимает дачу как чудесный, ранее не знакомый мир. Это место наделяется райскими чертами — здесь естественность, простор, возможность доверительности, иное течение времени. Но именно дача становится местом, где героиня сталкивается с нарушением очерченной ею самой границы защищенности. В идиллическое пространство вторгается жестокость реальной жизни, разрушающая хрупкую гармонию. Особенно интересной представляется киноверсия этого произведения (фильм «Продлись, продлись, очарованье…» (1984), реж. Я.Л. Лапшин). И хотя акценты в киноадаптации заметно смещены, очерченные Перуанской контрасты просматриваются в фильме еще более четко.