Информация об авторе:
Дворцова Н.П.
Наталья Петровна Дворцова — доктор филологических наук, профессор, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5586-0575
E-mail:
Аннотация:
В статье впервые на основе осмысления взаимосвязи, динамики и трансформации трех ключевых мотивов творчества Пришвина: птицы, жизнь, поэт (художник) — исследуется художественная орнитология писателя, представляющая собой не что иное, как орнитологический витализм. Показана связь орнитологического витализма Пришвина с его переворотом «от теории к жизни», концепцией всеобщего творчества жизни и борьбы со злом на путях добра. Материалом исследования послужили Дневники 1905–1954 гг., а также художественные произведения: «В краю непуганых птиц», 1907; «Птичье кладбище», 1911; «Журавлиная родина», 1929; «Календарь природы», 1925–1935; «Фацелия», 1940; «Корабельная чаща», 1954. В ходе реконструкции мотива птиц в рамках орнитологической поэтики Пришвина выявлены константы мотива: поэт как птица на древе жизни, связь птиц с мотивами солнца, света, восхода, заката, пения / хора, охоты, болота, леса, сада; охарактеризована их динамика. Раскрыта главная, демиургическая, функция мотива птиц в творчестве Пришвина: показано, что она связана с участием птиц в творчестве жизни, в какой бы форме оно ни проявлялось: песни во славу Господа, колыбельной песни природы, птичьей грамоты или создании космических солнечно-световых ритмов жизни.