Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

  • DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0780-9-75-117
  • EDN:

    https://elibrary.ru/LTTKPY

  • Год выпуска: 2024
  • PDF

  • Кнорре Е.Ю. «Я спас и вывел к людям весну света»: китежский текст Михаила Пришвина // Литературное наследие Михаила Пришвина: контекст отечественной и мировой культуры / ред.-сост. Е.Ю. Кнорре, А.Г. Гачева. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 75–117. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0780-9-75-117
  • Автор: Кнорре Е.Ю.

Информация об авторе:

Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д.6, стр.1, 127051 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659 

Аннотация:

В статье реконструируются основные мотивы китежского текста Михаила Пришвина, выявляется связь богоискательства Пришвина и немецкой экзистенциальной философской традиции. Показано, что китежский миф у Пришвина («русский Парсифаль») определяет его лесную сотериологию, где экзистенциальная традиция лесных странствий Новалиса и М. Хайдеггера переосмысляется в мистериальном сюжете «воскресения из числа», спасения «весны света», откровения «кладовой солнца». В основе китежского текста Пришвина — интуиция творчества жизни (творчества мира посреди войны), преодоления социальных и политических катастроф, сближающая писателя с философией китежан 1920–1940-х гг. (М. Бахтина, А. Мейера, А. Ухтомского, А. Горского, В. Муравьева), с немецкой интуицией подлинной жизни, спасения из мира «обезлюдевших цифр» у М. Хайдеггера, Э. Юнгера, выявлением бытия как неметрического пространства «леса» у В. Бибихина. Механическому, объектному мышлению («стена материального» у Юнгера, «завеса бытия» у Пришвина) противопоставляется мышление «по образу лесной тропы» (А. Михайловский), обнаружение «в лесу» подлинной общности — живых отношений Я–Ты бытия. Дистанцируясь от советской идеологии, китежане, «ушедшие в лес», открывают подлинную «коммуну» — «невидимую церковь», понимаемую как связь всех живых и мертвых, «Весь-человек» (М. Пришвин), святую плоть, «Святой Грааль человеческой общественности» (C. Булгаков), Адам Кадмон, «Микрокосм, осоз- навший себя Макрокосмом» (В. Муравьев), «ширящуюся, взаимно спасающую жизнь», «сверхличную народно-церковную полноту сознания» (А. Ухтомский).

  • Ключевые слова: М. Пришвин, китежский текст, «русский Парсифаль», сотериология, лес, М. Хайдеггер, Э. Юнгер, «невидимая церковь», «Невидимый град», «Святой Грааль».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу