Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Нина Алексеевна Дворяшина — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Сургутский государственный педагогический университет, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, 628417 г. Сургут, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0003-9172-891X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Мир детства всегда был в центре внимания М.М. Пришвина. Весьма характерно его признание: «Фокус современности — в детях». Статья посвящена осмыслению художником феномена детства как средоточия ключевых вопросов бытия и творчества. Цель исследования — выявить взгляды писателя на этот период — «начало жизни» — в людских судьбах и осознать понимание им роли детства в формировании, развитии личности человека. Анализ имеющихся источников, дневников писателя в первую очередь, позволил прийти к следующим результатам: 1) впечатления собственного детства стали для Пришвина источником и критерием для его оценки, своеобразным ориентиром в писательской судьбе; 2) по убеждению художника, образы детства, его голоса, звуки, запахи, оставаясь в памяти человека, оказывают преображающее воздействие на его эмоциональную сферу, влияют на творческий потенциал; 3) детство — лучшее достояние, которое с возрастом нельзя отбрасывать за ненужностью, а, напротив, необходимо сберегать его главные ценности: чистоту, непосредственность, «радованье жизнью», живое постижение мира, свободу от рассудочных умозаключений, удивление, способность проникновения в суть явлений, богатство фантазии, искренность веры, усмиряющей человеческую гордыню, и многое другое; 4) особенно ценил писатель природный, вольный характер детей, дерзость их помыслов и устремлений, готовность отстоять себя, свою независимость и свое право, поэтому и протестовал против подавления в ребенке его самобытности, свободомыслия, стремления к самостоятельности; 5) эти качества как нельзя лучше отвечали представлениям Пришвина о поведении художника, которые он рассматривал с учетом факторов детского жизнетворчества, но принимал его только в созидательной динамике, в торжестве свободы как осознанной необ- ходимости; 6) не идеализируя детей, писатель, тем не менее, и утверждал евангельский завет «будьте как дети», и сам следовал ему в своем творческом поведении.

  • Ключевые слова: Пришвин, детство, дети, память, достоинства, задача художника, смысл жизни.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу