Информация об авторе:
Дворяшина Н.А.
Нина Алексеевна Дворяшина — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Сургутский государственный педагогический университет, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, 628417 г. Сургут, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0003-9172-891X
E-mail:
Аннотация:
Мир детства всегда был в центре внимания М.М. Пришвина. Весьма характерно его признание: «Фокус современности — в детях». Статья посвящена осмыслению художником феномена детства как средоточия ключевых вопросов бытия и творчества. Цель исследования — выявить взгляды писателя на этот период — «начало жизни» — в людских судьбах и осознать понимание им роли детства в формировании, развитии личности человека. Анализ имеющихся источников, дневников писателя в первую очередь, позволил прийти к следующим результатам: 1) впечатления собственного детства стали для Пришвина источником и критерием для его оценки, своеобразным ориентиром в писательской судьбе; 2) по убеждению художника, образы детства, его голоса, звуки, запахи, оставаясь в памяти человека, оказывают преображающее воздействие на его эмоциональную сферу, влияют на творческий потенциал; 3) детство — лучшее достояние, которое с возрастом нельзя отбрасывать за ненужностью, а, напротив, необходимо сберегать его главные ценности: чистоту, непосредственность, «радованье жизнью», живое постижение мира, свободу от рассудочных умозаключений, удивление, способность проникновения в суть явлений, богатство фантазии, искренность веры, усмиряющей человеческую гордыню, и многое другое; 4) особенно ценил писатель природный, вольный характер детей, дерзость их помыслов и устремлений, готовность отстоять себя, свою независимость и свое право, поэтому и протестовал против подавления в ребенке его самобытности, свободомыслия, стремления к самостоятельности; 5) эти качества как нельзя лучше отвечали представлениям Пришвина о поведении художника, которые он рассматривал с учетом факторов детского жизнетворчества, но принимал его только в созидательной динамике, в торжестве свободы как осознанной необ- ходимости; 6) не идеализируя детей, писатель, тем не менее, и утверждал евангельский завет «будьте как дети», и сам следовал ему в своем творческом поведении.