Информация об авторе:
Богданова О.А.
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
В статье прослеживается развитие концепта русской усадьбы в творчестве М.М. Пришвина 1900–1920-х гг., отмеченных катастрофическими событиями в истории России: Первой мировой войной, революциями 1905 и 1917 гг., Гражданской войной и резкой сменой социокультурной парадигмы в первое десятилетие советской власти. Отмечена первостепенная роль русской усадьбы в биографии писателя: незабываемые впечатления детства в Хрущеве-Левшине, профессиональная агрономическая деятельность в Богородицке, музейно-просветительное служение в Алексине, обретение гармоничного семейно-творческого гнезда в Дунине. В художественных текстах Пришвина динамика восприятия усадьбы следующая: в повести «У стен града невидимого» (1909) традиционная русская усадьба и народно-христианская духовность противопоставлены друг другу, в рассказе «Адам» (1918) писатель скорбит по утрачиваемой «усадебной культуре» как духовной ценности, а в повести «Мирская чаша» (1922) воспевает облагораживающую, просветительную роль усадебной красоты, в первых же «звеньях» романа «Кащеева цепь» (1927) усадебная повседневность и национальная духовность осмысляются им как единое целое. Научная новизна исследования — во впервые предпринятом системном подходе к «усадебному тексту» Пришвина первой трети XX в., в рассмотрении его эволюции на фоне исторических катаклизмов.